На прошлой неделе умерла бабушка мужа.
Мы с его родителями 2 года за ней ухаживали, полтора года из этого времени она даже была в полном сознании. Рассказывала много о своей молодости, вскользь о войне, как встретила мужа, как они жили, работали...
В 17 лет, в начале войны, ее выслали из России в Украину с незаконченным инженерным образованием в село под Житомир. Там она должна была контролировать строительство и эксплуатацию местной железнодорожной линии, так как ЖД — стратегический объект, а по месту специалистов было мало.
В этом селе она прожила всю жизнь, встретив «своего человека» — единственного, непьющего и добродушного, бухгалтера.
У них не было никаких приключений — сын, огород и работа. Когда сын уехал в столицу они так и остались вдвоем. Как и многие родители, бабушки-дедушки остаются в селах.
Но сколько же интересного она рассказывала нам о своей работе, о путях, о том, как их строят, о том, как правильно, и почему поезда сходят с рельс! Она рассказывала о том, как пишут расписание и прокладывают рельсы, сколько весят шпалы и как чинить их зимой в 30-градусный мороз. О том, как танцевали медленные танцы в местном единственном клубе после бомбежек, как делились с коллегами одним бутербродом и огурцом на троих, когда нечего было есть, как ночью простукивали колеса отстаивающихся поездов, и зачем это нужно было делать.
И я подумала — какая же интересная у нее была жизнь!


О своих дедушках и бабушках я писала ранее. И о родителях. И все эти жизни были интересными.

Дедушка моей лучшей подруги служил на подводной лодке, а строгая пожилая университетская учительница английского языка оказалась бывшей летчицей. Подруга бальзаковского возраста, которая сейчас играет в юную девочку, оказалась трижды разведенной разработчицей ангаров. Крестная в молодости чертила канализации для военных объектов, а крестный был инструктором по альпинизму. Это потрясающе! То, что жизнь так может.

За один день нам, молодым, рассказывают концентрированную, спрессованную историю из самого главного и важного, из самых насыщенных событий и воспоминаний. И это всегда так интересно — у всех разный опыт, с разными выводами. Разные пути, дороги, решения. Разные поступки и впечатления от результатов. Разные менталитеты. Это конструктор, это калейдоскоп. И это восхитительно.

И думаешь в такие моменты — а моя жизнь какой будет? Потом, когда мне пора будет рассказывать свои воспоминания внукам. Наверняка будет тоже интересно? Я даже почти уверенна.

И подумалось, что скучных жизней не бывает. Нужно просто уметь их рассматривать. Потому, что нет одинаковых в этой мозаике. Любите ее.



Ветрогонский Владимир Александрович — «У стрелки» 1957